пятница, 15 марта 2013 г.

Тени (кредо из юности)


Введение

Этот текст был написан в годы моей юности. Первый письменный вариант появился в конце 1980-х годов, когда я был студентом, но продумывался он ещё раньше. Текст представляет собой жадную попытку юного человека ответить на "вечные" вопросы: "Как устроен мир? Кто я такой? В чём смысл жизни?". Считаю, что без него мой дневник будет неполон, публикую с небольшими дополнениями. Мои современные примечания буду выделять курсивом. При чтении не забывайте, что это писалось очень давно, в молодости, и даже наша страна тогда называлась иначе.


Все написанное здесь ни в коей мере не является ни научным исследованием, ни общепризнанным фактом, ни общеприменимой гипотезой. Это всего лишь результат моих наблюдений за моим собственным поведением и поведением близко знакомых мне людей, который я попытался оформить доступными для образного восприятия аналогиями (и соответствующими терминами).
Предметом, которому посвящен этот текст, являются «тени». Что это такое я постараюсь объяснить по ходу изложения, но боюсь, что эти объяснения останутся не до конца понятными даже мне самому. Здесь хочу лишь предупредить, что я не знаю, существуют ли эти тени на самом деле, и если существуют, то что является их физической (духовной?) основой. Мне известно лишь, что я живу и самоощущаю себя так, как если бы тени реально существовали, и поведение знакомых мне людей также можно во многих случаях легко объяснить, если вспомнить о тенях.

Экипаж

Начать рассказ о тенях видимо придется с аналогии под названием «экипаж звездолета».
В популярной литературе по психоанализу я нашел образное описание соотношения сознания и подсознания. Человек сравнивается с повозкой, подсознание - это ослик, запряженный в повозку, а сознание - возница, погоняющий ослика. Я считаю, что такой образ очень далек от действительности (по отношению ко мне лично).
Я категорически не согласен с утверждением Фрейда, что источником энергии является либидо. Источник энергии, мои движущие силы заключены во мне самом, психика лишь контролирует их выделение (разрешает использовать неприкосновенный запас или наоборот, вообще запрещает расходовать энергию для какой-либо цели). Следовательно, сравнение тела с повозкой, а подсознания - с осликом, тянущим эту повозку, я считаю фактически неверным. По-моему, тело имеет скрытый внутри двигатель, его можно сравнить скорее с автомобилем, чем с повозкой. Еще более точным будет сравнение моего тела не с автомобилем, а с каким-нибудь неизмеримо более сложным средством передвижения. Мне кажется наиболее продуктивным сравнение тела с межзвездным космическим кораблем из фантастического романа (просто потому, что в юности я увлекался фантастикой).
Итак, повозка стала звездолетом, куда же девать ослика? То, что в психоанализе именуется подсознанием, я для себя разделил на две части. Одна часть подсознания непосредственно связана с телом. Я бы сравнил её с бортовым компьютером звездолета. Конструктор спроектировал компьютер так, что он в значительной мере автономно управляет кораблем. Компьютер через внешние датчики может узнавать обстановку, заложенные в него программы знают как реагировать на разнообразные типовые ситуации, встречающиеся в космосе (а совсем незнакомые ситуации подгоняются под ближайшую известную). В то же время, конструктор предусмотрел в этом компьютере очень серьезную «защиту от дурака». Звездолет - сложная система, а членам экипажа свойственно ошибаться. Поэтому экипаж очень ограниченно может влиять на программы компьютера. Астронавты могут вводить в компьютер команды по управлению системами звездолета (и для навигации), но команды, которые программа компьютера оценивает как опасные для целостности звездолета, будут проигнорированы. Астронавты также могут (если в поте лица потрудятся) совершенствовать набор программ компьютера, но, как правило, только добавлением новых функций. Упразднить программы, заложенные «на заводе», система защиты обычно не позволяет. Кроме того, компьютер оперативно выдает экипажу всю навигационную и внутри корабельную обстановку, но внутренние особенности системы управления от астронавтов скрыты (может быть, чтобы затруднить им «взлом» компьютера, а может по какой-нибудь другой причине).
Вторая часть подсознания, которая непосредственно соприкасается с сознанием - это в моей образной картине часть экипажа (ведь члены экипажа - полноценные личности, у них есть свое подсознание).
Уже несколько раз прозвучало слово «экипаж». Это именно то, что в моем звездолете занимает место возницы повозки. То, да не то!
Во-первых, экипаж - это не только сознание. Я бы сказал, что это сознание + душа (не совсем понимаю, что я тогда хотел сказать этой фразой). Во всяком случае, экипаж - это большой коллектив полноценных личностей.
Во-вторых, экипаж - это обязательно «много». Мое «Я» состоит из множества сравнительно независимых (но неотделимых друг от друга!) частей. Это принципиально важно.
Почему же тогда большинство людей смотрит на себя в единственном числе (это считается нормой), а мои попытки рассказать о множественном содержимом человека воспринимаются как проявление психических отклонений? Я считаю, что здесь играет роль то, что человек привык соотносить форму с содержанием. Если человек видит, что у него одно тело, ощущает неразрывность этого тела, непрерывность своего сознания, он думает, что этого достаточно для вывода о том, что у человека и душа (дух? личность? психика?) тоже едина и не делима. В таком мнении есть некоторая доля истины. Вот мое объяснение:
- Экипаж обычно (у здорового человека) действует «как один человек». По замыслу того, кто отправил корабль в полет, весь экипаж должен работать абсолютно согласовано.
- Экипаж на самом деле един точно также, как едино тело. Отдельный астронавт вне экипажа (вообще вне своего звездолета) в нашем реальном мире существовать не может.
Но тело человека состоит из относительно независимых частей (органов), а на более глубоком уровне - из клеток. Точно так же и единый экипаж поддается анализу. Его можно разделить на достаточно четкие части, каждая из которых выполняет свои функции.
Я встречал в литературе попытки делить личность на части (функции сознания, субличности, социальные роли), но ни одно из этих понятий не показалось мне полностью подходящим под мое личное видение (может быть я мало читал).
Из кого же состоит экипаж ?

Тени

Членов моего экипажа я назвал "тенями" (если бы текст писался сейчас, возможно всплыло бы словечко "аватар", но тогда оно было не в ходу). Название сложилось у меня исторически (моя картина мира, естественно, совершенствовалась постепенно), я не настаиваю на его абсолютной адекватности. В нем отражено прежде всего мое понимание происхождения теней и мои личные вкусы. Но все по порядку.
Итак, по неизведанным просторам вселенной летит межзвездный корабль. Совсем забыл сказать, но конструктор звездолета установил в его кабине управления лишь одно кресло (скорее всего всё-таки несколько, но очень ограниченное количество) (человек может концентрировать внимание только на одном процессе. Даже когда кажется, что человек занимается несколькими делами сразу - это всего лишь очень быстрое переключение внимания и инертность обработки информации). А в космосе встречаются самые разнообразные ситуации. Один астронавт никогда бы не уместил в своей голове все необходимые для полета навыки. Естественно, что в экипаж включены различные специалисты. В каждый момент времени за пультом управления сидит тот член экипажа, который лучше всех ориентируется в текущей обстановке. Нужно проложить стратегический курс - за пульт садится штурман, нужно лавировать в тесных околопланетных фарватерах - командир (или дежурный), посоветовавшись с компьютером, вызывает пилота, метеоритная опасность - приходит управляющий защитой, требуются сложные вычисления - вызывают специалиста по счетной технике. Как тени меняются астронавты у пульта управления. В сложной обстановке могут сменяться несколько раз в секунду, а в спокойной - не меняются часами. Отошедшие от пульта могут на досуге подумать над поставленными перед ними проблемами, чтобы к следующей смене принести подготовленное решение.
Но есть у этого звездолета одна особенность. На его борту все-таки не живые люди, а лишь тени. Представьте, что вдруг встретилось нечто такое, чего не знает никто из экипажа. Тогда это явление внимательно изучают и связываются с базой. И через какое-то время на борту звездолета появляется новый специалист, который отныне и буде заниматься новым явлением. Сначала робко, а по мере приобретения опыта все увереннее и эффективнее. Экипаж «отрастил» себе новую тень. Я научился чему-то новому.

Призраки иных миров

Казалось бы логично считать, что новые тени появляются на корабле не извне, а «создаются» внутри корабля (члены экипажа размножаются или есть специальное устройство для генерации новых теней). Однако, я вижу тени именно приходящими на звездолет откуда-то снаружи.
Дело в том, что у каждой моей тени свой собственный характер, свой темперамент, свои способы общения с окружающими. Мои тени совсем не похожи на клонируемые (штампуемые по образцу) системы. Создается впечатление, что тени даже не принадлежат к одному биологическому виду. Мало того, иногда новая тень, которая выполняет функцию, достаточно сходную с функцией одной из старых теней, имеет резко отличающийся от той старой тени характер. А наблюдения за моими знакомыми наводят на мысль, что у некоторых из них тени не только другого вида, но и вроде бы с другой планеты.

Мембраны

Когда в школе мы на уроках биологии проходили строение клеток, меня поразила универсальность конструкции. Большую часть функций в клетке выполняют образования, называемые мембранами. Мембрана окружает клетку и отвечает за общение с окружающей средой. Мембраны являются универсальными посредниками между внутренними органами клетки и ее внутренней средой. Мембрана отвечает за работоспособность генетической информации в ядре клетки.
Чуть позже я заметил, что организм (растение или животное) в целом строится по тому же плану. Оказывается, все посреднические операции, связанные с химическим обменом, осуществляют тоже мембраны. Правда выполнены эти мембраны на совсем другом уровне - они состоят не из отдельных молекул, а из целых клеток, каждая из которых имеет свой набор внешних и внутренних мембран. Кожа - мембрана, отвечающая за взаимодействие организма с агрессивной внешней средой. Слизистые оболочки - мембраны. Желудочно-кишечный тракт - мембраны, занимающиеся всасыванием питательных веществ. Сосуды - мембраны. Легкие - собранная в пузырьковую структуру специфическая мембрана. Мышцы - сложенные в жгуты видоизмененные мембраны, специфичные своей способностью сокращаться. Даже кости - это особые сложно устроенные тонкие мембраны на которых образуются известковые отложения.
Это фантастика! Однажды удачно найденное конструкторское решение бесконечно разнообразно повторяется на разных уровнях у всех потомков. Организм - это набор различных мембран (некоторые имеют специфические не-мембранные компоненты), каждая из которых состоит из огромного множества минимембран (клеток), которые в свою очередь содержат разнообразные микромембраны.
Всю эту «мембранологию» я описал только потому, что считаю мембраны прекрасной аналогией для объяснения человеческой души-сознания. По моему мнению посредник-тень - это тоже универсальное конструкторское решение, повторяемое в нашем мозгу на самых разных уровнях.
Как происходит общение между двумя людьми ? Мне кажется, что в обычной обстановке люди общаются не прямо между собой. Каждый собеседник выставляет вперед себя тень, ставя перед ней задачу отразить свое мнение как можно более адекватно ситуации и точнее (иногда наоборот - предвзято) увидеть собеседника. Но тень принципиально не может увидеть собеседника точно, потому что во-первых, привносит свое субъективное (свойственное  именно этой тени) мнение, а во-вторых, собеседник, в свою очередь не показывает себя, а выставляет вперед свою тень, которая слегка (адекватно своему видению ситуации и своему характеру) искажает образ своего хозяина. Таким образом, общение происходит по схеме:

Человек - тень - тень - Человек

В каждом месте, где в схеме стоит черточка, в общении привносится дополнительное искажение передаваемой информации.
Некоторые считают, что они общаются с людьми без всяких теней. На мой взгляд, это не совсем верно. Такое утверждение либо самообман, либо означает, что человек выдвигает для общения всегда одну тень, которая так хорошо вымуштрована, что точно выполняет задачу не искажать образ своего хозяина при передаче собеседнику, а при взгляде на собеседника пытается по мере своего опыта устранять искажения, вносимые чужой тенью.
Итак, тень - универсальный механизм общения между людьми (на мой взгляд). А как тени взаимодействуют между собой в экипаже ? Конечно же также посредством теней (микротеней). По моему опыту, при смене теней за пультом управления не просто меняется моя точка зрения на некую объективную информацию, но и сама информация искажается при передаче - верный признак наличия посредников. Кроме того, иногда за моим пультом управления оказывались тени явно не приспособленные для общения с внешним миром. некоторые могли выполнять только внутренние функции (те же вычисления), а некоторые явно имели об общении совсем не человеческое (и не волчье) представление, возникало ощущение, что обычно они также используются для внутренних нужд. Создавалось впечатление, что я являюсь сложной иерархией взаимодействующих теней из которой видна на поверхности только самая верхушка.

Полигон

Мне всегда казался странным принцип реинкарнации. Если считать, что душа вселяется в тело для обучения чему-то, то непонятно, почему огромное большинство человеческого опыта - телесный опыт, бесполезный в мирах, отличных от нашего, а большая часть нетелесного опыта - явное повторное изобретение велосипедов. Не слишком ли непроизводительные расходы ? Только подумав о тенях, я смог построить достаточно целостную картину переселения душ.
Вот я - звездолет, лечу среди неизведанных миров. И несколько сот (тысяч? миллионов?) астронавтов на моем борту старательно день за днем выполняют свою работу. Пытаются соблюдать взаимную вежливость, чему-то учатся сами, чему-то учат коллег, вызывают по мере необходимости новых членов экипажа. Зачем им это нужно ? Это не их жизнь. Я же вижу, что тени мне не принадлежат - они могут приходить и уходить. Когда они приходят - приносят в себе часть того мира (чуждого моему внутреннему миру) в котором они жили. Когда уходят за ненадобностью - уносят часть меня. Если меня не станет, тени не исчезнут, они продолжат свою, какую-то неведомую мне жизнь. Так почему же они так старательно во мне работают ?
Я принял для себя очень простую и логичную гипотезу. Моя жизнь - это их полигон. Когда я живу, мои тени проходят тренировку, они учатся управлять звездолетами (а может быть уже сдают выпускной экзамен). Они все собираются в своем мире (в своих мирах) в специальных тренировочных помещениях, откуда дистанционно (астронавты лично не присутствуют на учебном корабле - вдруг разобьется, для управления кораблем делегируется некая часть живого астронавта - его тень, можно сравнить управление при помощи тени с управлением по радио) управляют выделенным для них учебным звездолетом. Когда тренировка (экзамен) заканчивается, все они возвращаются к своей обычной жизни, но, возможно, обогащенные опытом тренировочного полета.
Приняв такую гипотезу я смог ответить практически на все возникавшие у меня вопросы, касающиеся моей жизни.

Ответы на наиболее частые (острые) для меня вопросы

- Почему большая часть жизненного опыта человека - телесный опыт, явно бесполезный для духовных субстанций?
Мой телесный опыт для теней - тренировка в работе с вверенной им техникой. Когда я, например, учусь держать в руке ложку, какие-то мои тени (мелкий технический персонал) учатся управлять определенными устройствами звездолета, а другие тени (командиры среднего звена) учатся эффективно управлять подчиненными им техниками. Все «земные» жизненные препятствия - это учебные ситуации, в которых оттачивается слаженная работа экипажа.

- Предопределена ли судьба человека ?
Судьба - это программа полета. Она в общих чертах запланирована, но экипаж может не полностью выполнить программу, а может быть преподаватели решат почему-либо сменить план, посмотрев на промежуточные результаты полета. Кроме того, программа полета определяет только ключевые моменты (какие испытания должен выдержать экипаж), но как именно звездолет пойдет от одной учебной площадки к другой - возможно решает командир (штурман, офицерское собрание) звездолета.

- Возможно ли бессмертие ?
Технически может и возможно, но абсолютно глупо и бесполезно, точно так же, как глупо бесконечно пересдавать один и тот же экзамен или десятый раз идти в первый класс. Когда программа обучения выполнена, надо завершить полет, проанализировать результаты и перейти к следующему этапу обучения (или занять новую должность).
Поэтому естественная смерть наступает тогда, когда весь экипаж выполнит свою программу и решит возвращаться домой.

- Почему грешно убийство и самоубийство ?
Представьте, что студенты (много студентов) долгое время чему-то учились, пришли сдавать экзамен, и вдруг, по какой-то причине экзамен срывается, и студенты должны повторить весь курс обучения заново. Пущены коту под хвост огромные усилия, разрушены надежды, у кого-то уже нет сил (или времени) повторять все сначала - поломана карьера и нарушена нормальная жизнь. Вот это и есть убийство. Понятно, что виновник такого события подвергается всеобщему осуждению.
Суицид грешен по несколько другой причине. Если бы душа была в единственном числе - не было бы ничего страшного. Ведь всякий имеет право на экзамене честно сказать: «Извините, я не готов. Приду сдавать в следующий раз». Но единая душа - это только самомнение командира звездолета, который с апломбом заявляет: «Корабль - это Я!» Если командир решил, что полет надо преждевременно прервать (потому что он сам не справился с управлением), он должен вспомнить об остальном экипаже. Большинство членов экипажа успешно справлялись со своими обязанностями, но если полет будет прерван - им тоже не зачтут экзамен. Таким образом выходит, что суицид и просто убийство - морально одинаковые преступления.

- Почему человек не помнит более раннего опыта своей души (или своих прежних жизней) ?
Если принять гипотезу о том, что душа едина - тогда я не вижу ответа на этот вопрос. Но как только вспоминаешь о тенях, все становится на свои места.
Действительно, у каждой тени есть свой личный жизненный опыт, но его никак нельзя выразить в терминах, описывающих межзвездный полет (т.е. в наших земных терминах). Кроме того, когда тень садится за пульт управления, с ее точки зрения было бы глупо использовать эти краткие часы (секунды) для того, чтобы по обще корабельной трансляции рассказывать остальному экипажу о своих личных проблемах. Правда, некоторые душевнобольные тени (до смерти желающие кому-нибудь выплакаться) именно так и поступают, и тогда человек видит достаточно бредовые видения, часто воспринимаемые как особый религиозный опыт.
Вспоминать о прежних жизнях человек, как правило, тоже не может. Человек - это экипаж, а «прошлой жизни» у экипажа просто могло не быть. Ведь для каждого нового полета экипаж формируется заново. Тень, которая в этот полет уходила с одними астронавтами, следующий полет может совершить в составе совсем другого экипажа. Следовательно, чаще всего у экипажа просто нет опыта прошлого совместного полета, каждый астронавт может вспомнить именно свои полеты, но они не связываются в общую картину. Из этого правила тоже есть исключения. Например, если экипаж специально готовят для выполнения какого-либо особого задания, то могут отправлять их в одном и том же составе в несколько полетов подряд. Тогда воспоминания о прежней жизни возможны (если еще и командир их поощряет).

Заключение

Начав с личного несогласия с одной из частных концепций психоанализа, я постепенно перешел к изложению чуть ли не целостной (религиозной) картины мира. Хочу сказать то, о чем умолчал во введении. Все здесь изложенное и есть небольшая часть религии. Религии, которую я сам себе создаю (постоянно совершенствую), и в которую я верю. При создании этой религии я руководствовался только двумя принципами: она должна быть внутренне не противоречива и должна удовлетворять моим личным вкусам (мироощущениям).

1 комментарий:

  1. Отлично написано, спасибо! Очень легко и интересно читается. У В.Синельникова похожая структура сознания+подсознания в виде корабля, где капитан (сознание) стоит у руля и дает команды и принимает сообщения (или не хочет принимать) от команды, где команда (подсознание) выполняет на достаточном уровне команды капитана или сообщает ему в виде жизненных ситуаций, что не следует выполнять этот приказ.
    Примерно так: http://bit.ly/161yGDy

    ОтветитьУдалить