пятница, 6 июля 2012 г.

Секрет графомана

Несколько человек высказали мнение, что у меня хорошо получается писать рассказы, и что, дескать, у них так никогда не получится. Я с этим мнением категорически не согласен, на Достоевского я не тяну, да какого там Достоевского, мне даже до Экслера далеко, так мелкое графоманство. Однако, если хочется писать рассказы именно так как я, то научиться этому может практически каждый. Готов поделиться своим секретом!

Правда, если честно говорить, то этим "секретом" владел ещё Достоевский, и упоминается этот "секрет" во всех хрестоматиях по русскому языку:
Однажды, Д.В. Григорович показал свой очерк о петербургских шарманщиках Достоевскому. У Григоровича  было написано так: "когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика".
- Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...

Надо сказать, что в учебниках по русскому языку этот пример приводят для объяснения важности именно деепричастий ("звеня и подпрыгивая"), как части речи. Я бы сформулировал идею шире: нужно стараться вставлять в текст максимум зримых (слышимых, осязаемых) подробностей, чтобы задействовать не только разум, но и эмоции читателя. Нужно, чтобы читатель не просто узнал какой-то факт (факт: пятак упал на мостовую), нужно, чтобы у читателя в голове, помимо его воли, возникла зримая картинка, как пятак летит, как ударяется наклоненным ребром о покатый камень мостовой и сразу со звоном подпрыгивает вверх...
Хочу обратить внимание на ещё одну деталь - добавляемые подробности должны быть максимально правдоподобными. Так в исходном тексте Григоровича нигде не упоминалось слово "мостовая". Но Достоевскому хотелось, чтобы пятак звенел и прыгал, а не тихо шлёпался в грязь, поэтому он добавил в текст отсебятину в виде мостовой, не рискуя сильно погрешить против истины - бросал пятак чиновник, скорее всего из окна канцелярии на одной из центральных улиц города, значит под окном с большой вероятностью должна была быть мостовая.

Попробую раскрыть подробнее эти мысли на живом примере. Возьмём за основу фразу:
"Я служил в Магаданском Пограничном отряде".
Фраза - голая и сухая правда, достойная помещения в канцелярскую анкету.
Что же, начнем добавлять подробности.
Я служил в Магаданском Пограничном отряде, который несколькими террасами расположился на северной окраине Магадана, у подножия небольшой сопки, вытянувшись на полкилометра вдоль знаменитой Колымской трассы.

Ага, значит, вспомнили Колымскую трассу? Добавим подробностей!
Эта трасса, или как местные говорят "тракт", начинается от проспекта Ленина в Магадане и тянется через многочисленные перевалы и золотодобывающие посёлки в верховьях реки Колымы 2000 км до Якутска. Строилась она с 30-х годов заключенными для того, чтобы облегчить доступ старателям к богатым колымским приискам. Тысячами проходили по этой трассе голодные, измождённые заключенные ГУЛАГа, тысячами гибли они в бесчисленных сопках. Один из ближайших к городу (56 км) посёлков на трассе называется Сокол - там аэропорт, наша надежда на "дембель", которым неизбежно заканчивается срочная служба, единственный быстрый путь "на материк", домой.

Ага, упомянули Сокол. Там тоже служили пограничники. Срочно нужно добавить подробностей про Сокол! Вот только не мне... Я там был два раза в жизни - когда прилетел в Магадан и когда улетал на дембель. Эй, кто-нибудь, кто в курсе дел, докидайте подробностей про Сокол!
А что мне? Ага, уже два раза упомянули сопки, но всё как-то односложно. Добавим подробностей!
Сопка, на которой построен наш Пограничный отряд, была невысока, скорее даже не сопка, а просто большой холм. Настоящих деревьев на ней не росло, но, как и любая уважающая себя дальневосточная сопка, наша была покрыта переплетенными кустами кедрового стланика, багульника, мелкими кустиками жимолости и голубики, сплошным покровом черники, клюквы, водянистой шикши, каких-то лишайников и мхов. Наша невысокая сопка на лето полностью оттаивала, и на южном склоне успевали созревать все перечисленные ягоды и еще разнообразные вкусные грибы, включаю подосиновики и подберёзовики. А через небольшую долинку на север возвышалась чуть-чуть более высокая сопка, за ней еще одна повыше и, наконец, горизонт закрывали сопки первого перевала, на вершинах которых даже летом не успевал растаять снег. Эти заснеженные вершины в свете утреннего солнца отливали таким невероятным, розово-фиолетовым цветом, что просто захватывало дух.

Так, что ещё? Упомянуты были ягоды - добавим впечатлений о походах по ягоды. Упомянуты грибы - добавим кусочек рассказа про самодельные электроплитки для их жарки (из разломанных старых ТЭНов) и кулинарный жир из столовой. Вспомнили столовую? Пара подробностей про еду и про наряды. Вспомнили наряды? Не забыть добавить красочное описание "подменки", которую надевали в наряд по столовой.

Вот примерно так из одной фразы и рождается рассказ. Добавляешь чуть-чуть красочных подробностей, к подробностям цепляются воспоминания других подробностей, к ним еще, и еще! Круг "подробностей" всё ширится. Ограничивает его одно лишь желание автора удержать от расползания сюжет (канву) рассказа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий