пятница, 24 июня 2011 г.

Молчание берёз


Я человек абсолютно городской, очень далекий от сельской жизни и животноводства. Поэтому, когда во время службы в армии мне довелось посетить свинарник, он произвел на меня огромное впечатление. В свинарнике мне пришлось бывать весьма часто, хоть и кратковременно - для свиней туда был проведен водопровод с питьевой водой (или ее цистернами завозили, уж и не помню, во всяком случае, кран с водой был), и мы постоянно ходили к нему с трехлитровыми банками, набирать воду для чая. И каждый раз у меня в буквальном и переносном смысле захватывало дыхание от вида многочисленных, копошащихся в загонах огромных свиней и мелких поросят, от их визга и хрюканья, от заполняющего свинарник смешанного запаха пищи и нечистот.

Но однажды, когда я очередной раз пришел за водой, меня встретила совершенно иная атмосфера. Я вошел в двери свинарника и вдруг понял, что не слышу ни звука! Ни хрюканья, ни храпа, ни топота, ни хруста пережевываемой пищи, ничего не было слышно, стояла абсолютная тишина. Казалось, все свиньи куда-то внезапно исчезли. Я в замешательстве остановился в проходе, подождал, пока зрение адаптируется к тусклому свету нескольких лампочек. Оказывается, все свиньи были живы и на месте, только они как будто играли в детскую игру "Морская фигура на месте замри". Они все стояли замерев, не шевелясь, уткнувшись пятачками в ограждение загонов. И взрослые, и поросята стояли совершенно молча и тихо. Не было ничего веселого в этой странной игре, наоборот сгущалась какая-то жуть. Они не смотрели на меня, не поворачивали головы, когда я проходил мимо, не провожали меня взглядом. Каждая свинья продолжала угрюмо смотреть в какую-то выбранную ей на ограждении точку. Никто не пытался подойти к кормушкам и поилкам.

Пораженный таким поведением обычно шумных и активных хрюшек, я зашел в каморку дежурного по свинарнику и спросил, что такое случилось?
- Мы сейчас одну свинью увели забивать, - ответил солдат, - а они, скотины, всё чувствуют, переживают...

А теперь вернемся из свинарника 20-летней давности в мой современный город. Вчера вечером, когда возвращался домой с работы, застал относительно редкое (во всяком случае для меня редкое) природное явление - "слепой" дождь при полном отсутствии ветра. Вся западная половина неба со стоящим еще довольно высоко солнцем была совершенно чиста, ни облачка. Весь восток был загроможден очень плотными, мощными непроницаемо-черными тучами. Граница тьмы и света проходила почти ровно через зенит. При этом в воздухе не было ни малейшего дуновения ветра, и тучи совершенно не двигались, висели на одном месте.

Видимо наверху у туч ветерок все-таки был, хоть и очень-очень слабый. Поэтому тучи, которым за городом не хватало пыли для конденсации влаги в дождь, медленно-медленно все-таки подползли к центру города. Тут пыли было больше, появились первые дождинки, все сильнее и сильнее, и вот ливень грянул огромными, тяжелыми каплями, которые при падении поднимали в лужах всплески воды, как от пуль крупнокалиберного пулемета.
Но силы ветерка не хватало, чтобы пронести тучи дальше. Они продолжали висеть на одном месте, даже не пытаясь закрыть солнечную сторону неба. Постепенно черная туча становилась все более голубой и тонкой и, исчерпав запасы воды, просто растаяла в воздухе. Ветер так и не задул, граница дождевого фронта сама собой отодвинулась далеко за город, на восток.

Переждав ливень под навесом одной из крыш, я наконец подошел к своему дому и был поражен открывшимся видом. В этот день строители видимо решили начать давно намечавшийся капитальный ремонт дома. И растущие близко к стенам березы им очень мешали добраться до крыши пятиэтажки, которую планировалось реконструировать. Поэтому они постановили эти березы спилить, причем спилили не целиком, а зачем-то оставили обрубки на уровне второго-третьего этажа.
Выглядело это варварское безобразие примерно так:


Сначала я конечно смотрел на общую картину разгрома и удивлялся, зачем нужно было срезать березы именно по второй этаж и оставлять на месте голые безлистные пни 3-4 метра высотой, которые все равно нормально расти не смогут. Потом перевел взгляд, на другие березки, которые стояли дальше от дома и остались нетронуты. И что-то в их облике меня остановило, какая-то мысль настойчиво пыталась пробиться из подсознания. Они стояли тихо и молча, опустив вниз веточки. Не было слышно шелеста листвы, не скакали по веткам и не чирикали спугнутые пилами птички, не шевелился в полном безветрии ни один листочек.

И мысль эта пробилась, всё внезапно сложилось в одну целостную картину. И молчаливо опущенные веточки оставшихся живыми берёз, и полное отсутствие ветра, и безветренный слепой дождь, всё оказалось взаимосвязанным и встало на свои места. Да, конечно, и те замершие в своих загонах свиньи, в смертной тоске упершиеся взглядом в одну точку, они тоже заняли своё центральное место в этой общей картине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий