Список глав рассказа:
Шеркало 07.01 Клиент-банк: Преамбула, военная кафедра, бухгалтерия
======== Эта глава номер 07.02 ========
Шеркало 07.03 Клиент-банк: Модульная архитектура, фронтенд
Шеркало 07.04 Клиент-банк: бета-тесты, проблемы с почтой, троянский конь, ABSA
- Ёж, просыпайся!
- Само просыпайся, Шеркало...
- Так ты уж сколько лет ничего не пишешь? А ведь обещал! Про клиент-банк до сих пор ни словечка не сказал!
- Ничего я не обещал... Ну ладно, ладно... Продолжу. Итак, у меня зазвонил телефон...
Звонил некий парень. Его голос мне с первого раза показался незнакомым. Представился Андреем. Он назвал и свою фамилию, но я её тогда даже толком не расслышал. Сказал, что мне хотят предложить перспективное рабочее место в открывающемся новом ... БАНКЕ!
- Где, ГДЕ? ГДЕЕЕЕ???????!!!!!!!! - я просто обалдел!
- В банке. В открывающемся местном филиале солидного столичного банка. У нас как раз есть свободная вакансия на должность "программиста" (понимай - админа-эникейщика). Если заинтересован - приходи на собеседование.
Я был, разумеется, полностью выбит этим предложением за все грани реального восприятия. Так не бывает! Так даже в сказках Андерсена про счастливых Золушек в хрустальных валенках, и то не бывает! Но "внутреннее чутьё" подсказывало, что нужно соглашаться, "пока дают". Договорился с Андреем о встрече. В назначенное время явился на собеседование. Офис нового банка располагался сильно ближе к окраине, чем к центру города, по сравнению с моим прежним элитным Академгородком - просто маргинальщина какая-то. Но как раз этот факт меня немного успокоил - вернул, или хотя бы сблизил позиции соответствия, между дико "сказочной" реальностью и моей вполне нормальной самооценкой (в которой я было уже начал сомневаться).
Меня встретил тот самый Андрей. До начала собеседования мы с ним успели несколько минут пообщаться отдельно. Это значительно прояснило ситуацию. Оказывается мы действительно были с ним знакомы. Мы вместе учились в Университете на той самой Военной кафедре, о которой я вовсе не зря упомянул в прошлой части рассказа, только пришли туда с разных факультетов. Правда, я тогда Андрея толком не запомнил. Основные занятия (тренировки Морзянки) на кафедре я значительной мере прогуливал (по согласованию с преподавателями, конечно) за полной ненадобностью. А когда дело дошло до итоговых лагерных сборов, меня внезапно назначили командиром отделения. Эта ответственная должность полностью поглотила моё внимание, мне уже было не до того, чтобы отслеживать, что творится в других отделениях (с других факультетов), тут со своими бы неопытными "бойцами" не облажаться.
А вот Андрей, оказывается, меня тогда выделил из общей массы и запомнил, ему мой подход к обязанностям понравился. Позже он, судя по всему, слышал о моей работе ещё положительные отзывы из Академгородка. После Университета Андрей устроился на работу экономистом в один из местных коммерческих банков ранней волны, начала 1990-х годов. К 1995 году этот банк находился в состоянии банкротства. Команда кредитчиков-экономистов в почти полном составе, и некоторые другие специалисты, планировали перейти в новый открывающийся филиал крупного московского банка. А вот ИТ-специалистов, компьютерщиков, они с собой из прежнего банка брать не собирались. Как я позже понял, у экономистов были серьёзные претензии не то к профессиональному уровню, не то к личным качествам, их предыдущей компьютерной команды. Скорее всего и к тому, и к другому. Впрочем, подробностей я не знаю, но факт, что готового компьютерщика у них на примете не было. И Андрей порекомендовал пригласить меня.
Собеседовали меня, насколько помню, три человека. Это собственно управляющий будущего филиала банка, заместитель управляющего, он же руководитель той самой команды из предыдущего банкротящегося банка, и мой рекомендатель Андрей - непосредственный подчинённый зам.управляющего, главный экономист. Я, как мне свойственно, честно рассказывал о своих навыках и достижениях. В плюсе - с компьютерами и орг.техникой почти "на ты" (если только не требуется ремонт с паяльником в руках - вот это не моё). С офисным софтом знаком отлично, включая немного даже бухгалтерию (в этом месте собеседующие даже слегка удивлённо переглянулись). В минусе - о работе в банках я не знаю НИЧЕГО, опыта банковской работы не имею НИКАКОГО.
К моему огромнейшему удивлению, собеседование я прошёл успешно! Мне сказали, что не знать специфику банковской деятельности - это не проблема. Что сейчас на дворе середина 1990-х годов, что в наше время правила работы банков меняются так быстро, что даже те люди в Центральном Банке (ЦБ), которые эти правила придумывают, сами их толком не знают и не всегда понимают, не говоря уже о рядовых коммерческих банкирах. Так что главное - желание и умение учиться. Ну и желание работать. Я ответил, что эти желания у меня как раз есть. Мне предложили увольняться из ККП и устраиваться в банк на испытательный срок ("но будет трудно!").
Когда я уже устроился работать в банк, состоялось второе собеседование, по важности, кажется, даже превосходившее первое. На этот раз беседовал со мной один лишь зам.управляющего (который был прямым начальником Андрея). В итоге именно он и стал также моим непосредственным и главным начальником. Далее, для краткости, буду называть его "мой шеф". Должен дополнительно заметить, что я нормально вписался в коллектив, был во вполне хороших отношениях почти со всеми сотрудниками, включая и лично управляющего филиалом, и других начальников. Но вот, моим реальным шефом стал именно зам.управляющего, я фактически влился в его команду.
Шеф тогда спросил, не удивляет ли меня расположение офиса нашего открываемого банка почти на окраине города. Я ответил, что, да, несколько удивляет, но вероятно иначе просто не получилось. Шеф очень эмоционально разъяснил, что получилось так не от хорошей жизни, но мы обязаны эти трудности преодолеть (и часть этой обязанности прямо входит в МОЙ личный испытательный срок!). Да, клиентам не будет удобно кататься лично на окраину за каждым документиком. Значит, мы должны организовать дистанционное электронное обслуживание наших клиентов (банк ориентировался тогда в первую очередь на юридических лиц с относительно большими оборотами средств). И вот тогда первый раз прозвучало совершенно новое для меня слово: система Клиент-банк. И организовать эту систему должен был именно я. Это и было моим едва ли не основным заданием. Нет, не совсем основным, в первую очередь нужно было вообще наладить работу офисного оборудования и офисных программ, но уж точно критичным для оценки моей профессиональной пригодности.
В этот момент, Шеркало, мне становится очень сложно продолжать рассказывать. Рассказ предполагает некую логическую последовательность в повествовании: сначала произошло одно, потом другое. Ничего подобного у меня тогда не было! Новые рабочие задачи стали сплетаться в какую-то хитрую сеть одновременного выяснения совершенно незнакомых сфер деятельности. Эта сеть в моём восприятии больше напоминала спутавшуюся авоську, чем ясную дорогу. Много кусочков новых знаний приходили с разных неожиданных сторон одновременно, но и требовали быстрой и точной реакции. Забегая вперёд могу сказать: у меня тогда получилось распутать эту авоську. Как? Сам не знаю! Как это всё изложить здесь линейным текстом? Попробую...
Система Клиент-банк
Нет, ничего особо сакрального в этом термине нет. Это просто способ, когда клиенты обращаются в банк не лично, а через некоторые дистанционные каналы связи. Сейчас с подобным, вероятно, сталкивались большинство взрослых людей, но в середине 90-х годов это было неожиданным новшеством.
По каким дистанционным каналам связи идёт общение? Сейчас этот вопрос не имеет смысла, сеть интернет вездесуща, к ней подключены и компьютеры, и телефоны, и планшеты, и кассы, и платежные терминалы. И везде можно установить подходящие программы. Тогда ничего подобного у нас не было. Единственным доступным каналом связи были проводные телефонные линии. Это именно те, которые: "Барышня, барышня! Алё! Барышня, соедините меня со Смольным!", разве что вместо "барышень" теперь можно было самостоятельно набрать номер абонента на дисковом крутящемся номеронабирателе стационарного настольного аппарата. И по этим телефонным линиям данные передавались при помощи устройств, которые умели преобразовывать цифры в звук, а звук обратно в цифры - при помощи модемов. Медленно и с перебоями. Но без других вариантов. Собственно, технические особенности канала связи (телефонная линия с модемами с обеих концов) для меня секрета тогда не составляли. Но подробности, разумеется, приходилось выяснять по ходу сюжета.
Что передавалось между клиентами и банками через телефонные линии? Документы, разумеется! Какие? Вот этот вопрос меня сразу заинтересовал. Я многократно обращался за консультациями и к шефу, и в бухгалтерию. Везде получал подробные и благожелательные ответы, из которых сложилась примерно такая картина:
п. 1 Разных видов и форм документов, которыми обмениваются клиент и банк существует ДОФИГИЩЩЩЩА!!! Но этот факт не имеет ни малейшего значения! ;)
п.2 У клиента в банке есть расчётный счёт. На этом счёте лежат его (клиентские) деньги. И вот ЭТИМ счётом клиент и хочет распоряжаться. И вот этот факт реально важен.
п.3 Основной документ, который клиент шлёт в банк - это платёжное поручение. По платёжному поручению банк переводит часть денег клиента на счета других клиентов, в том числе и в другие банки. Это важно! Платёжных поручений в банк клиенты в день направляют многие сотни и тысячи. Их нужно своевременно и качественно исполнять.
п.4 Основной документ, который клиент ожидает из банка - это выписка по его счёту. В выписке он видит, что с него списали (и верно ли списали), а что (может быть вдруг) и поступило на его счёт.
п.5 Остальные 100500+ видов документов не имеют ни какого значения, потому что очень плохо формализованы и постоянно меняются. Поэтому их учитывать не нужно, а нужно обеспечить клиенту и банку дополнительную возможность обмениваться друг с другом сообщениями в произвольном формате. В том числе картинками, вордовскими текстами, экселевскими таблицами и прочими файлами. И не выёживаться. Платёжные поручения + выписки + документы в произвольном формате с прикреплёнными файлами на практике покрывают почти 100% всех потребностей клиентов в регулярном дистанционном обслуживании.
п.6 Есть ещё другие виды обмена документами. Есть очень важный обмен наличными деньгами через кассу, но он в любом случае требует личного присутствия людей с обеих сторон кассового окошка, поэтому переводить наличку в дистанционку бессмысленно. Есть большой пласт чисто технического обмена сообщениями-квитанциями, обновлениями и т.п., но до этого пласта я дошёл уже самостоятельно.
п.7 Весь обмен документами ведётся по открытым публичным каналам связи. А документы важные и конфиденциальные. Поэтому нужно обеспечить и удостоверение личности отправителя (это обычно достигается электронно-цифровой подписью - ЭЦП) и шифрование. До этой идеи я тоже дошёл самостоятельно, просто в силу своего университетского образования.
Итого у меня получилось некое видение, что нужна система, которая бы могла обмениваться файлами определённых форматов между клиентом и банком (желательно безопасным образом), по обычным телефонным линиям. При этом бы была интегрирована с внутренней бухгалтерией банка. А дальше, я как обычно обратился к шефу. Шеф, как обычно, охотно откликнулся, но вот тут пошла развилочка той самой самой сеточки-авоськи моей судьбы.
Источники информации
Для начала шеф направил меня на консультацию в свой бывший закрывающийся банк, где система Клиент-Банк незадолго до банкротства была внедрена. Там ИТ-специалисты (благополучно бездельничавшие) меня приняли внешне вполне любезно, но я очень быстро понял, за что шеф и его команда невзлюбили этот свой прошлый коллектив отдела ИТ. Мне продемонстрировали внешний вид пары начальных экранов системы, чуть рассказали в 2 минуты самые общие принципы, большая часть которых и так была очевидна, а потом заявили: это ВСЁ! Если хочешь подробности - заплати нам наличными 6000 долларов! СКОЛЬКО?!?! Шесть тысяч. А что, разве это много? Для нас, для настоящих банкиров, 6 штук баксов - это же сущие копейки! Да, кстати, это только за первичную консультацию. Если понадобятся доработки с нашей стороны, то тебе нужно будет ещё много-много доплатить сверху. На этом моё общение с бывшим отделом ИТ шефа навсегда завершилось. Больше я никого из них не встречал.
Из того общения я вынес два сколько-нибудь полезных мнения. Во-первых, в их системе не было, насколько я смог понять, вообще никакой безопасности, ЭЦП и никакого шифрования. Клиенту буквально "верили на слово" (лишь бы правильный пароль ввёл), да и вся конфиденциальная информация гуляла по проводам открытым текстом. А это явно неправильный подход. Во-вторых, обмен файлами между клиентами и банком осуществлялся посредством обмена по электронной почте, через почтовые ящики у стороннего провайдера. А вот эта идея, на первый взгляд, показалась мне здравой - обмен файлами через почту вполне естественен, и при том в банке не нужно было организовывать и поддерживать свой собственный почтовый сервер. Дело в том, что электронная почта тогда была штукой очень редкой, сложной и дорогой (напоминаю, интернета ещё практически совсем не было). В качестве провайдера использовался местный филиал американской сети Sprint (позднее стала называться Global-1), работавший через телефонные звонки модемами по протоколу X.25.
Сеть Sprint
Здесь завязался очередной узелок сложной сеточки взаимосвязи. Внезапно выяснилось, что наш головной офис (ГО) банка в Москве требует обязательно связываться с нашим филиалом (с любым своим филиалом, не только с нашим) посредством телекса. Что такое телекс? Обычный абонентский телефон в квартире представляете? Сейчас уже редкость, да. Так вот, телекс, почти как стационарный телефон, только не телефон - это отдельный телеграфный аппарат, телетайп, подключенный проводами к международной сети телеграфов, и имеющий там свой собственный уникальный номер, по которому до этого телеграфа может достучаться другой телеграф.
Комментариев нет:
Отправить комментарий